понедельник, 31 марта 2014 г.

Вторжение РФ на Украину, часть 92


Хроники войны РФ против Украины.

В петербургском издании "Фонтанка.ру" отличный материал - история экипажа тральщика ВМС Украины U311 "Черкассы":

Экипаж тральщика "Черкассы", 2014 г.


Свернул с пути "Варяга"
ФОНТАНКА.РУ, 26.03.2014 21:33

Последний украинский тральщик «Черкассы» минувшей ночью перешел в собственность Российской Федерации. 25 суток неизвестности, две попытки прорваться сквозь блокаду и три штурма, последний из которых стал успешным для российского спецназа. «Вы наши герои», – пишут морякам верные Киеву украинцы. «Могли бы и кингстоны открыть», – пожимают плечами офицеры ВМФ России. «Я не мог затопить корабль», – сказал «Фонтанке» командир «Черкасс» Юрий Федаш.

Утром 26 марта 2014 года полсотни моряков сошли на берег озера Донузлав, погрузились в автобус и уехали в Симферополь. За спиной остался тральщик «Черкассы», над которым продолжал реять прапор с «тевтонским» символом, соседствуя с андреевским флагом. Последним борт корабля покинул его командир — капитан третьего ранга Юрий Федаш. Лишь после этого на «Черкассах» была убрана символика Украины. Таким было условие экипажа. Сегодня они едут домой, на материковую Украину: отдыхать и осознавать, что произошло с ними за этот без малого месяц.

Когда мы позвонили заместителю командира тральщика по работе с личным составом, голос Юрия Чулупа был усталым:

- Какое может быть настроение, когда корабль, на котором служил долгое время и вкладывал в него, что-то делал и… сами понимаете... Лишились места службы, корабля, места работы и средств для обеспечения своей семьи в первую очередь.

Команда морского тральщика «Черкассы» провела на воде 25 дней. В первый день марта, когда на территории Крыма появились не признанные Россией за своих войска, корабль снялся с якоря и отошел от  причала на расстояние 30 метров, чтобы посторонние не могли подняться на борт. Пока не была захвачена база обеспечения, экипаж получал продовольствие и пополнял запасы пресной воды. На рейде простояли больше 10 дней, а когда появилось понимание того, что вот-вот начнется штурм, стали круглосуточно передвигаться по акватории озера Донузлав. Уйти из бухты было невозможно — военнослужащие Черноморского флота РФ по очереди затопили четыре списанных судна, заблокировав выход. Блокированы оказались и корабли ВМС Украины в Севастополе.

Практически сразу командирам украинских кораблей было предложено сдаться, перейти на сторону России или убыть на материковую Украину. Массовая замена флагов на кораблях стала происходить после того, как Владимир Путин официально заявил, что Крым — это Россия. К 21 марта в бухте Донузлав непокоренными остались пятеро: «Константин Ольшанский», «Кировоград», «Черкассы», «Чернигов» и «Винница». Через три дня их было уже двое — большой десантный «Константин Ольшанский» и морской тральщик «Черкассы».

- Мы, во-первых, пытались прорваться через затопленные корабли, у нас было две попытки. Поэтому мы сразу не сдались. А во-вторых, мы ждали какого-то решения от наших властей, какого-то политического решения этого конфликта, – говорит Юрий Чулуп.

21 марта тральщик «Черкассы» сделал первую попытку прорваться сквозь блокаду. Зацепив швартовыми тросами одно из затопленных судов, корабль попытался оттащить его, чтобы освободить проход. Не хватило мощности. Операция длилась два часа. Когда порвался трос, моряки поняли тщетность усилий и вернулись к «Константину Ольшанскому», заняв оборону.

В воскресенье, 24-го числа, командование тральщика прикинуло, что двенадцатиметрового просвета между судами хватит им, десятиметровым в ширину, чтобы проскочить.

– Вторая попытка прорваться не получилась потому, что помешал военный корабль, он носом бил в борт и загонял нас на мель. Корабль бы вышел в море на 80%, – рассказал «Фонтанке» командир «Черкасс» капитан третьего ранга Юрий Федаш.

По словам Юрия Федаша, во время обеих попыток прорыва они ощущали психологическое давление с российской стороны: «Вертолеты со стороны берега, снайпера были в готовности работать, со стороны моря были военные корабли в количестве трех единиц, все они рядом находились в это время и наблюдали за моей работой». Пока команда тральщика пыталась выбраться из капкана, оппоненты предпринимали попытки штурма.

– Малоразмерные быстроходные катера со спецназом, они подходят к самой низкой части корабля для того, чтобы там десантироваться. Но благодаря маневрам корабля никто не смог высадиться. Маневрировал корабль, менял курсы, поливал водой с брандспойтов, выставлял дымовые завесы, бросал взрывпакеты и психологически наводил орудия и вверх стрелял предупредительными выстрелами. Они боялись, что корабль может применить оружие, и отступали.

– Вы находились на связи с командованием ВМС? Или Минобороны Украины? Какие приказы вам поступали?

– Связь была. Нам говорили не применять оружие и модное слово «держитесь». Тенюх говорил. Я постоянно уточнял и сам выходил на связь, спрашивал, добро ли применять огонь на поражение, мне давали отрицательный ответ.

За 4 дня до штурма 12 человек написали рапорты: два офицера, один мичман и 9 матросов. На шлюпке они вернулись на берег. Взамен на борт «Черкасс» поднялись трое из личного состава спустившего флаг тральщика «Чернигов». Таким образом перед развязкой на борту корабля, по словам Федаша, находились 53 человека. А могло быть 68. Как рассказал «Фонтанке» командир упрямого тральщика, в ночь на 25 марта планировалась операция по посадке на борт группы из 15 спецназовцев, которые по своей воле прибыли из разных районов полуострова, чтобы усилить команду «Черкасс».

«Но нам сорвали эту операцию, – говорить Федаш. – Разведка РФ узнала, и операция была сорвана. Получилась утечка информации. А так, если бы с нами была та группа, то, наверное, мы бы еще с вами сегодня не разговаривали, продолжалось бы приключение».

Из тех, кто остался на борту «Черкасс», 60 процентов родом из Западной Украины, да и сам Юрий Федаш вырос под Тернополем. Но причины их упрямства, по словам командира, вовсе не в этом.

– Это воспитание экипажа, я их годами воспитывал. Ушли 12 человек, те, кто в последние месяцы попал на корабль. Остальные изъявили желание остаться со мной до конца. Это было их личное желание, я никакой работы с ними не проводил. Такая работа проводилась годами. Это один из лучших экипажей военно-морских сил, он всегда показывал высокие показатели боевой подготовки и вообще по всем видам подготовки всегда был в первых рядах.

Третий штурм тральщика «Черкассы» начался около 18 часов 25 марта по уже привычному сценарию. Три скоростных катера преследовали маневрирующий корабль. Около часа тральщик уходил от погони, а над ним кружили два Ми-35. В ответ на пулеметные выстрелы по воде команда стреляла в воздух, бросала взрывпакеты и поливала противника из брандспойтов. Летели ответные взрывпакеты. Одним из них повредило винт-рулевую группу. Тогда командир дал приказ покинуть верхнюю палубу. Примерно в 20 часов по местному времени группа российского спецназа взломала дверь в главный командный пункт, где укрылся экипаж.

– Когда спецназ выломал двери, я вышел к ним. Они сами сказали, что у них нет намерений, чтобы кто-то пострадал, тем более им давали инструкции по возможности хорошо обойтись с экипажем, – говорит Юрий Федаш.

– Российские военнослужащие относились вполне адекватно, никто из личного состава не пострадал. Никаких оскорблений не было, унижений не было. И все требования, которые мы выдвинули, были выполнены. Свое слово они сдержали, – добавляет Юрий Чулуп.

Выдвинутых требований было не много: дать возможность собрать личные вещи и не спускать украинский флаг до тех пор, пока последний член экипажа не покинет борт тральщика. Юрий Чулуп словно пытается оправдаться, когда говорит о том, что у них не было оснований применять огонь на поражение, так как по ним никто не стрелял. На вопрос о возможной рукопашной усмехается: «Понимаете, у нас моряки, а не спецназ какой-то. Сопротивляться спецназу, который захватывал, – это бессмысленно».

Сегодня Юрий Федаш возвращается домой, к семье. Как и его команда, ожидает дальнейших приказов от Киева. Капитан третьего ранга признается, что не поддерживает новое правительство страны, но не понимает и тех, кто безропотно перешел под флаги России.

– Я вне политики. Я принимал присягу народу Украины, а не правительству.

– А затопить «Черкассы», чтобы он никому не достался, не думали?

– Были мысли.

– И что вас остановило?

– Мне было страшно, что экипаж не выпустят из Крыма, посадят в тюрьму. В последний момент я принял это решение, потому что хотел до последнего его топить, чтобы не отдать. Еще я его не топил, потому что и я, и экипаж очень полюбили этот корабль, он принимал участие в боевых действиях, на его счету есть один потопленный корабль в 1990 году.

Юрий Федаш из 17 лет службы на тральщике «Черкассы» отходил 8 лет, два года в должности командира. За годы службы у него появилось немало друзей из числа офицеров Черноморского флота, в том числе командиров кораблей. Приятели звонили ему со словами поддержки, и Юрий Федаш рад, что среди тех, кто направлял на его тральщик пушки, не было знакомых. Капитан третьего ранга не жалеет о принятых решениях, говорит, что за это время его команда сплотилась настолько, что отпала необходимость контролировать выполнение матросами приказов.

Команда тральщика «Черкассы» после краткого отдыха готова продолжать службу в военно-морских силах Украины. Вот только где – вопрос открытый. По состоянию на утро 26 марта, под блакитно-жовтим прапором из 61 остались 10 единиц флота: два корабля, три вспомогательных судна и пять катеров.

Поступок экипажа «Черкасс» предсказуемо нашел отклик в сети. Пользователи Интернета восхищаются, критикуют и язвят. Обсуждают видеоролик, снятый перед штурмом, когда моряки вдохновляют себя на подвиг танцами под песню Ляписа Трубецкого.

   видео: https://www.youtube.com/watch?v=FPi-XWrNFRo

«Фонтанка» попросила поделиться своими впечатлениями знакомых офицеров военно-морского флота России. Собеседники оказались на удивление единодушны.

– По моему глубокому убеждению как офицера, лучше уничтожить корабль, чем сдать его, тем самым нарушив присягу. На месте команды тральщика ни секунды не думал бы — уничтожил бы корабль, чтобы он не достался ни России, ни новому правительству Украины. Тем самым выполнил бы свой долг и не запятнал бы честь, – сказали нам на Балтийском флоте.

– Если бы я был командиром «Черкасс», я бы не стал ждать штурма, а сжег бы корабль, предварительно выведя на берег людей. По международным законам, пока там украинский флаг – корабль собственность Украины, – были категоричны и в ЛенВМБ.

– Экипаж попал в нестандартную ситуацию. Думаю, такого еще в военной истории не было, – дипломатично заметили в главкомате ВМФ РФ. – С одной стороны, изображать непокоренную единицу очень выгодно, с точки зрения PR. С другой стороны, о героизме речи не идет. Это, скорее, как в повести Пантелеева «Честное слово», когда мальчик до самой ночи простоял «в карауле» просто потому, что обещал никуда не уходить. Мы с украинскими офицерами одной школы — советской, где не нужно объяснять, что такое присяга.

Юлия Никитина,
«Фонтанка.ру»


Справка:
Морской тральщик с заводским номером C-950 был зачислен в списки кораблей Военно-морского флота СССР 10 июня 1977 года. На Черноморском флоте ему было присвоено имя «Разведчик». Неоднократно принимал участие в боевых тралениях в Персидском заливе, Суэцком канале, Красном и Средиземном морях. Выходил на боевую службу в Атлантический и Индийский океаны. 14 мая 1990 «Разведчик» под командованием капитан- лейтенанта Виктора Носенко осуществлял конвоирование танкера «Интернационал» в Красном море. Танкер был атакован четырьмя катерами, оснащенными 106-мм артустановками. Моряки тральщика открыли заградительный огонь из кормовой 25- мм АУ 2М- 3М и двух 12,7 -мм НСВТ «Утес», установленных на тыльной стороне ходового мостика, а также автоматчиками группы огневого противодействия. Бой длился восемь минут. Был уничтожен один катер противника. Ранения получил один из пулеметчиков. По результатам боевых служб 17 членов экипажа корабля были награждены орденами и медалями, а сам корабль был награжден Вымпелом МО СССР «За мужество». 25 июля 1997 вошел в состав военно-морских сил Украины, где получил название «Черкассы» в честь одноименного украинского города с присвоением бортового номера U311. Корабль неоднократно принимал участие в различных международных учениях, сборах – походах кораблей ВМС Украины. 
Тактико-технические характеристики тральщика 
Водоизмещение стандартное: 735 т. Водоизмещение полное: 800 т. Размеры: длина – 61 м, ширина – 10,2 м, осадка – 2,97 м. Скорость полного хода: 16,5 узлов. Дальность плавания: 2700 миль при 10 узлах. Силовая установка: 2 дизеля М-503Б по 2500 л.с., 2 дизель-генератора по 200 кВт, 1 дизель-генератор на 100 кВт, 2 вала. Вооружение: 2х2 30-мм артустановки АК-230М, 2х2 25-мм артустановки 2М-3М, 2х5 реактивных бомбовых установки РБУ-1200М "Ураган", 32 глубинные бомбы ББ-1 или 7 мин КМД-1000, 2х4 пусковые установки ПЗРК "Стрела-2", тральное вооружение. Радиотехническое вооружение: СУ МР-104 "Рысь", РЛС общего обнаружения МР-302 "Рубка", 2 навигационные РЛС "Дон-Д", гидроакустическая станция миноискания МГ-69"Лань", гидроакустическая станция миноискания МГ-79 "Мезень", гидроакустическая станция звукоподводной связи МГ-26 "Хоста". Экипаж: 68 чел.
(справка подготовлена по материалам открытых источников)



Комментариев нет:

Отправить комментарий